Физика, история, ИИ, ДНКР: как изменится ЕГЭ с 2026 года

Физика, история, ИИ, ДНКР: как изменится ЕГЭ с 2026 года

Физика, история, ИИ, ДНКР: как изменится ЕГЭ с 2026 года

ИЛИрина ЛиСистема ЕГЭ в России снова готовится к масштабной трансформации. Физика станет обязательной для будущих инженеров, история — для гуманитариев. Родители и школьники уже встревожены: нагрузка на выпускников возрастет, а времени на подготовку станет меньше.

Ирина Ли

Российская система образования снова готовится к крупным переменам: для абитуриентов, поступающих на инженерные специальности, планируется сделать единый государственный экзамен (ЕГЭ) по физике обязательным. Инициатива принадлежит замсекретаря Общественной палаты РФ Владиславу Грибу и поддерживается Минобрнауки, которое намерено расширить список инженерных направлений, доступных только при сдаче физики.

Одновременно министерство предлагает ввести обязательный ЕГЭ по истории для абитуриентов гуманитарных направлений. В ведомстве подчеркивают, что знание истории необходимо, а ЕГЭ поможет поддерживать высокий уровень подготовки.

Что изменится для школьников

В случае утверждения инициативы, для будущих инженеров ЕГЭ по физике станет не просто дополнительной возможностью, а условием допуска к поступлению. Гуманитарии будут обязаны сдавать ЕГЭ по истории.

Реакция школьников и родителей на нововведения неоднозначна. Многие отмечают, что и без того неподъемная нагрузка на выпускников увеличится, а подготовка к дополнительным экзаменам потребует больше времени и ресурсов. Родители выражают обеспокоенность тем, что с введением новых обязательных предметов повышается стресс для подростков и усложняется планирование подготовки к поступлению.

Сторонники реформы указывают на необходимость повышения профессиональных стандартов и уверенности в знаниях абитуриентов: для инженеров физика является базой, без которой сложно освоить профильные дисциплины в вузе. Для гуманитариев знание истории, по мнению министерства, формирует социально-гуманитарную компетенцию и осознание исторической ответственности.

Справка: ЕГЭ в 2025 году

  • Обязательные предметы: русский язык, математика (базовый и профильный уровни).

  • Выборочные предметы: биология, география, иностранный язык (английский, испанский, китайский, немецкий, французский), информатика, история, литература, физика, химия.

  • Особенности: перечень требуемых ЕГЭ зависит от выбранной специальности и конкретного вуза; в разных учебных заведениях список может различаться.

Физика, история, ИИ, ДНКР: как изменится ЕГЭ с 2026 года

ЕГЭ и ИИ

Также Гриб допустил, что в будущем в России может быть введен ЕГЭ по искусственному интеллекту (ИИ) и информационным технологиям (ИТ‑технологиям).

«Не исключаю, что в будущем может появиться комплексный ЕГЭ по искусственному интеллекту и ИТ‑технологиям — это вопрос времени», — сказал он в интервью.

По словам Гриба, уже сейчас наблюдается тенденция: растет число школьных предметов и обязательных экзаменове.

Читайте также:  Лут: В Ростовской области задумались о принудительном вызове дождя из-за засухи

Такой шаг объясняется стремлением адаптировать систему оценки знаний к новым профессиональным требованиям: ИТ и ИИ становятся частью всех отраслей, и выпускники должны владеть соответствующими компетенциями. В этой логике спецэкзамен по ИИ/ИТ мог бы стать маркером готовности к цифровой экономике и технологическому укладу.

Гриб отметил, что расширять перечень экзаменов нужно осторожно, ведь «ЕГЭ у нас достаточно сложные, поэтому важно, чтобы школы и учителя были к этому готовы»

ДНКР: предмета пока нет, но ЕГЭ уже планируется

В перечень возможных обязательных предметов для ЕГЭ может войти «Духовно‑нравственная культура России» (ДНКР), преподавание которой начнется уже с 2026–2027 учебного года. Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул, что изучение дисциплины позволит формировать у школьников мировоззрение, основанное на традиционных российских духовно‑нравственных ценностях.

При этом в пресс-службе министерства уточнили: предмет будет не столько отдельным экзаменом, сколько ресурсом для подготовки к существующим ЕГЭ — по истории, обществознанию и литературе.

Что это такое — ДНКР?

Новый учебный предмет, который только планируют ввести в школьную программу с 1 сентября 2026 года, но уже обсуждается возможность включения его результатов в Единый государственный экзамен.

Курс будет обязательным для учащихся 5–7 классов: в 5-м классе на него отводится 17 часов, в 6-м и 7-м — по 34 часа. Основная цель предмета — формирование у школьников мировоззрения на основе традиционных российских духовно‑нравственных ценностей.

В рамках программы дети будут знакомиться с биографиями и идеями выдающихся государственных, общественных, культурных, научных и военных деятелей, современных героев, включая участников специальной военной операции. Предмет охватит понятия: патриотизм, гражданственность, служение Родине, единство народов России, крепкая семья, права и обязанности человека, честь, достоинство, свобода и ответственность за судьбу страны.

Физика, история, ИИ, ДНКР: как изменится ЕГЭ с 2026 года

ЕГЭ «подстроят» под школьную программу

Каждое задание теперь будет ссылаться на конкретный класс и тему, где материал изучался, чтобы выпускники могли лучше ориентироваться в структуре экзамена. Вроде как теперь ЕГЭ перестанет быть абстрактной проверкой знаний «наугад» и станет инструментом демонстрации того, чему на самом деле научились за годы школьного обучения. Однако, несмотря на попытку «упростить» экзамен, родителям и школьникам это мало кого радует. Дополнительные уроки и репетиторы по-прежнему остаются необходимостью — не потому, что формат ЕГЭ сложен сам по себе, а потому, что школа не способна дать каждому ребенку индивидуальный подход, а дома или на курсах материал подается с учетом слабых и сильных сторон ученика, с использованием онлайн-ресурсов и практических примеров.

Читайте также:  Парадоксальное открытие: мутация одного гена вызывает ожирение, но защищает от болезней сердца

Не менее любопытно, что ЕГЭ остается двойственным инструментом: одновременно и выпускной экзамен, и конкурсный фильтр для вузов. То есть через один формат «прогоняются» все — даже те, кто в университеты не собирается. Но с другой стороны, экзамен продолжает работать как социальный лифт: сильные ученики получают шанс выделиться, собрать портфолио, участвовать в олимпиадах и получать дополнительные баллы, что обеспечивает им более широкий выбор возможностей при поступлении.