Киев жаждет «Грифона»: ВСУ хотят проецировать невиданную для региона воздушную мощь

Киев жаждет «Грифона»: ВСУ хотят проецировать невиданную для региона воздушную мощь

Информация на этой неделе о том, что Воздушные силы (ВС) Украины приобретут от 120 до 150 истребителей Saab JAS-39E Gripen шведского производства, стала довольно неожиданной. Всего месяц назад в Швеции заявляли, что любое соглашение с Киевом будет «долгосрочным» и потребует детальной проработки. Тем не менее, несмотря на возникший в СМИ ажиотаж вокруг предполагаемой оружейной сделки, пройдёт несколько лет, прежде чем Gripen может появиться в воздушном пространстве Украины.

Почему украинские ВВС выбрали Gripen («Грифон», мифологические крылатые существа с туловищем льва и головой орла), если сейчас они летают на французских и американских самолётах? Что в этом самолёте делает его более подходящим для нужд Украины? И какие трудности можно ожидать с Gripen, когда он поступит на вооружение этой страны? Такими вопросами накануне, 25 октября, задалось американское издание Breaking Defense.

В настоящее время у ВСУ имеется определённый опыт эксплуатации истребителей западной конструкции, но это устаревшие модели американских F-16 и французских Mirage 2000, разработанные ещё в эпоху холодной войны. Им не хватает ключевых технологических характеристик, присущих современным образцам, таких как радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). В случае приобретения Киевом шведских истребителей с передовым комплексом бортовых систем, украинцы получат возможность действовать в условиях сложного воздушного боя. Однако внедрение «Грифонов» в систему ВСУ будет сопряжено с серьёзными трудностями, отмечают военные аналитики в Вашингтоне.

«Воевать со старыми F-16 и „Миражами“ — это одно. Есть много людей, которые летали на них, знают, как их обслуживать, и они известны тем, что участвовали во множестве боевых зон по всему миру. Gripen, безусловно, чудо техники, и никто до конца не знает, как он ведёт себя в бою», — рассказал неназванный руководитель одного из украинских оборонных предприятий, которое обслуживает F-16 и Mirage 2000 для нужд ВСУ, в интервью Breaking Defense.

«Нам придётся научиться его использовать и извлекать из него максимальную пользу. Но в конечном итоге Украина получит значительно возросший уровень проецирования воздушной мощи, подобного которому в этом регионе мира ещё никто не видел», — утверждал собеседник издания.

С началом вооружённого конфликта в феврале 2022 года приоритетной задачей Воздушно-космических сил России стало выполнение задачи по подавлению противовоздушной обороны противника. Российская авиация, особенно стратегические бомбардировщики, часто действовали над территорией России, не заходя в непосредственную зону специальной военной операции. Поэтому воздушные бои были редки.

Что касается ВС киевского режима, то они в значительной степени полагались на рассредоточенные операции базирования. Возможность эвакуации эскадрилий со стационарных авиабаз, а затем взлёта и посадки самолётов с автомагистралей и других неподготовленных взлётно-посадочных полос была отличительной чертой советской военно-воздушной доктрины. После начала вооружённого конфликта Украина немедленно перешла к рассредоточенным операциям и реализовала так называемую «гибкую стратегию». Это означало, что украинские самолёты и лётчики ротировались между большим количеством аэродромов на западе страны, чтобы они не оставались на одном месте достаточно долго и не становились тем самым целью российских ударов.

Читайте также:  В Северной Осетии арестованы семь сотрудников Росгвардии

Подобная рассредоточенность, которая продолжается до сих пор, требует строгой оперативной дисциплины. Пилотам никогда не разрешалось взлетать и садиться на одном и том же аэродроме в рамках одного вылета. Фото- и видеоматериалы довоенных учений ВСУ ясно показывают, что украинские пилоты также регулярно тренировались использовать автомобильные дороги в качестве временных взлётно-посадочных полос, обращают внимание аналитики Breaking Defense.

Поэтому такая «оперативная необходимость» может быть связана с решением выбрать Gripen. В то время как другие истребители способны выполнять рассредоточенные операции (украинцам приходится делать это и с помощью устаревших F-16), многоцелевая боевая машина, разработанная шведской компанией Saab, является единственным западным истребителем, специально разработанным для рассредоточенных операций. Так продвинутая версия многоцелевого истребителя — Gripen E, как сообщается, достигает 85% готовности и выше для таких операций при оптимальном уровне поддержки.

Ценовая привлекательность также сыграла свою роль. Gripen, будучи меньше по габаритам и не имея двух двигателей, как Eurofighter, Rafale или F-15, просто дешевле в приобретении. Стоимость лётного часа у него также ниже — всего 8000 долларов, и представители Saab на протяжении многих лет заявляли, что эта сумма может быть снижена в зависимости от условий эксплуатации самолёта.

Правительство Швеции ныне обещает, что первые «Грифоны» для Украины будут поставлены сравнительно оперативно — в течение трёх лет. Другим аспектом, который мог привлечь Киев, является тот факт, что Gripen E разработан с учётом современных требований ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

«Новая система РЭБ самолёта Gripen E использует три типа генераторов сигналов, которые либо пытаются скрыть присутствие самолёта, либо создают путаницу в его местоположении и/или (в самом) присутствии (в воздушном пространстве), чтобы противник не мог принять верное решение об открытии огня. Эти три типа генераторов сигналов — цифровая радиочастотная память (DRFM), доплеровский генератор и генератор шума. DRFM имитирует сигнал радара, который контактирует с самолётом, а затем зеркально отражает его, так что оператор радара на другой стороне воспринимает его как пустой ответ, показывающий, что радар ничего не обнаружил. Доплеровский генератор пытается создавать ложные цели, чтобы радар и ракета, для которой он выдаёт решение о стрельбе, не могли захватить цель, поскольку она постоянно меняет своё положение», — поясняют в Saab.

Создавая видимость движения цели, оператор радара может потерять ситуационную осведомлённость, а выпущенная противоракета — исчерпать энергию, поскольку ей приходится постоянно менять траекторию, пытаясь продолжать отслеживать движущуюся цель. Плюс ко всему генератор шума создаёт помехи и фоновый шум, что мешает радару правильно захватить цель.

Читайте также:  Путин до конца года продлил разрешение иностранцам платить за газ рублями

Однако возможности РЭБ шведского истребителя могут оказаться палкой о двух концах, поскольку Украина никогда не имела ничего даже близко сравнимого по возможностям с Gripen E. Это будут совершенно разные типы задач. Пилотам придётся научиться эффективно использовать сложный комплекс РЭБ «Грифона», что потребует создания ещё одной программы обучения.

Рука об руку с этой проблемой стоит радар с АФАР, установленный на Gripen E. Это серьёзный шаг вперёд по сравнению с тем, что есть в распоряжении у ВСУ в настоящее время. Однако радар с АФАР может потребовать переосмысления тактики ведения боя и привести к новым задержкам с принятием боевых машин в строй из-за необходимости дополнительного обучения лётного состава.

Любые ВВС, принимающие на вооружение новый истребитель, сталкиваются с бесконечными трудностями переходного периода. Новый самолёт подразумевает не только разработку ранее неизвестных эксплуатационных параметров, но и физическую перестройку самих авиабаз для него — вплоть до строительства новых бункеров для размещения ударных платформ.

«Нужно сделать больше, чем просто покрасить все камни на аэродроме в белый цвет, — заявил Breaking Defense Фил Карбер, бывший сотрудник Пентагона, „консультировавший военных не одного украинского правительства“. — Новые самолёты требуют значительных усилий, чтобы довести их до состояния, когда все неувязки будут устранены».

Обучение пилотов — ещё одна сложность при вводе в эксплуатацию нового типа самолёта. Однако у ВСУ, как полагают западные эксперты, есть преимущество в этом вопросе благодаря решению, принятому ещё в 2023 году, начать обучение украинских пилотов на шведских истребителях в надежде в будущем получить этот самолёт. Начальник управления коммуникаций командования ВС ВСУ Юрий Игнат ранее поведал местным СМИ, что уже есть группа украинских пилотов, «уверенно владеющих» Gripen.

«Теоретически это означает, что как только начнутся поставки Gripen, появятся пилоты, готовые их использовать. Это позволит другим пилотам пройти обучение, примерно 20 недель, если судить по тому, как Gripen был представлен в Бразилии, не отрывая от выполнения миссий активный пилотский состав. Кроме того, планировщикам ВСУ придётся учитывать, как изменится воздушная война с появлением Gripen. До сих пор F-16 и Mirage 2000, находящиеся на вооружении ВСУ, в основном использовались для противовоздушной обороны, уничтожая баллистические ракеты и беспилотники противника. Но наличие „Грифона“ позволит Киеву переходить к более наступательным действиям», — полагают американские военные эксперты.

Хотя Украина хотела бы получить Gripen на вооружение уже сегодня, трёхлетний перерыв может сыграть Киеву на руку, поскольку у него будет время разобраться с вышеперечисленными вопросами, в отличие от «ускоренного курса» с получением F-16, заключают в Breaking Defense.

Читайте также:  CNN: встреча Лаврова и Рубио пока отложена

Между тем, следует напомнить как «проектировщикам ВСУ», так и вашингтонским наблюдателям, что Gripen E поступил на вооружение самой Швеции всего несколько дней назад. И это то время как новейшая версия «Грифона» уже находится на вооружении ВВС Бразилии.

Поступление первого из 60 заказанных самолётов в Стокгольме назвали значительным шагом в модернизации шведского боевого авиапарка. Первый Gripen E для ВВС новичка НАТО приземлился 20 октября на авиабазе Сотеняс в юго-центральной части страны. Здесь базируется эскадрилья F-7, или крыло «Скараборг». Оно станет первым боевым подразделением ВВС, оснащенным Gripen E.

Данная боевая машина теперь рассматривается как «краеугольный камень меняющейся оборонной политики Швеции», которая вновь уделяет повышенное внимание своему истребительному флоту. Предполагается, что Gripen E в конечном итоге возьмёт на себя задачи, которые в настоящее время выполняет его предшественник Gripen C/D, но, по данным шведской стороны, эти два самолёта будут служить вместе в течение «относительно длительного периода времени».

С точки зрения решения основных задач, Gripen E обладает большей дальностью полёта и может нести более тяжёлую боевую нагрузку, чем его предшественник. Самолёт немного крупнее модели C/D (чуть менее 15 метров) и имеет усиленный фюзеляж, вмещающий примерно на 30% больше топлива. Самолёт также оснащён увеличенными воздухозаборниками, более мощным двигателем General Electric F414 и десятью узлами подвески. На них можно разместить до четырёх больших противокорабельных ракет Saab RBS-15, до девяти ракет класса «воздух-воздух» или 16 бомб малого диаметра.

Ещё в прошлом году официальные лица в Киеве заявляли, что шведские истребители являются желаемым усилением украинских воздушных сил. Экс-министр обороны Украины Алексей Резников и представители командования воздушных сил этой страны, включая также уже бывшего командующего ВС ВСУ Николая Олещука*, в августе 2023 года посещали Швецию с целью тестирования Gripen. Тогда было официально доложено, что ВСУ «будут бороться» за этот истребитель.

*Физическое лицо, внесённое в список террористов и экстремистов РосФинМониторинга

Денацификация на Украине