

Утильсбор стали брать на машины, ввезенные из Казахстана
ВЛВиктор ЛевинОбозревательПриключения утильсбора в РФ вышли на новый уровень: ФТС стала требовать от 30 тысяч россиян доплатить сотни тысяч и миллионы рублей за машины из Казахстана, официально ввезенные в предыдущие два года с уплатой таможенных пошлин и утильсбора. Драматическую ситуацию изучил обозреватель «НИ».
Виктор Левин
Чтобы понять новую коллизию авторынка, автору пришлось не верить глазам своим и уж точно не поверить многочисленным СМИ и тг-каналам, которые в унисон и одними и теми же словами описали беды 30 тыс. честных россиян, которые имели неосторожность купить автомобили из Казахстана.

Из сообщений такого рода следовало, что покупатели казахских иномарок уже оплатили утильсбор, притом не льготный для физических лиц (он составляет смешные суммы, от 3,4 тыс. до 5,2 тыс. рублей), а самый настоящий коммерческий — от 600 тыс. до 1,9 млн рублей. А теперь таможня через суды требует платить утиль во второй раз, выставляя страшные суммы — от 700 тыс. до 3,5 млн рублей. И уже есть примеры, когда суды идут навстречу ФТС. Именно поэтому самые активные граждане создали инициативную группу, и уже она, в свою очередь, составила петицию председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой не платить грабительские поборы.
Все ясно?
Да ничего не ясно!
— Очень странная и очень мутная история, — сказали «НИ» в одной из самых известных фирм в Москве, которая занимается растаможкой автомобилей и получением ЭПТС, добавив, что говорить о законности и справедливости выставления счетов от ФТС можно, лишь имея конкретные вин-коды конкретных машин.
Что касается Казахстана, то никаких льгот, в отличие от Белоруссии, по растаможке автомобилей из этой страны нет.
Осторожность в оценках проявили и в Ассоциации параллельного импорта, посоветовав посмотреть, что именно пишет ФТС в своих исках и требованиях. Благо что один из таких документов опубликован в тг-канале «База», который и раздул историю с 30 тыс. пострадавших россиян.

Судя по документу выборгской таможни, за ввезенный в РФ кроссовер «Шкода Кодиак» государству российскому было уплачено всего-то 300 тыс. рублей. При этом покупатель машины сам указал в декларации страну происхождения товара (Казахстан) и страну назначения (тоже Казахстан). В графе «Транспортное средство ввозится для личного пользования» импортер поставил отметку «нет», тем самым признав, что рассчитывать на льготный утильсбор он не может.
«Фактически уплачены были только таможенные сборы за таможенные операции», — отмечено в документе.
Таким образом, следов по уплате утильсбора не обнаружено вовсе. Поэтому недобор платежей, по мнению таможни, составил 1 млн 188 тыс. рублей. И это расчет по ставкам 2024 года.
Если бы «Шкоду Кодиак» с мотором на 180 л. с. ввозили сегодня, то таможенные сборы и утиль обошлись бы импортеру в 2 млн 42 тыс. рублей, а лицу физическому и без права перепродажи — в 1 млн 378 тыс. рублей.



При любых расчетах получается, что покупатели казахских автомобилей выигрывали джекпот, оформляя иномарку из соседнего государства. И они, конечно, были уверены, что свое государство закроет глаза на потери бюджета. Ведь таможня давала добро, ПТС получен, а на машинах стоят российские номера!
Увы. Добро от бдительной таможни имело условный характер. По закону проверять и пересчитывать платежи ФТС имеет право в течение трех лет. Что она и делает в данный момент, рассылая письма счастья покупателям казахских колесниц. Правда, никто не задается неудобным вопросом: а разве таможенник Иванов (Петров, Сидоров…), оформляя декларации, не видел (не знал, не чувствовал), что размер сборов имеет весьма условный характер? Но с него взятки гладки, как гласит русская поговорка.
Наконец, еще один скользкий и спорный момент в этой истории — происхождение автомобилей. Они на самом деле собраны в Казахстане или попали туда в первозданно собранном виде?
С одной стороны, сомнений в казахской сборке быть не должно.
Когда в 2022 году мировые бренды сбежали из РФ, выяснилось, что из соседнего Казахстана уходить никто не собирался. Завод Hyundai Trans Kazakhstan с 2020-го собирает аж пять моделей южнокорейского концерна. Завод в Костанае Allur является мультибрендовым предприятием, собирающим модели Chevrolet, Kia, JAC, Jetour, Hongqi и Skoda. За прошлый год он выпустил более 90 тыс. автомобилей!


С другой стороны, заверения казахов о серьезной сборке машин, а не о простом импорте иномарок, опровергаются на раз. Вот, например, фото двойных вин-кодов у американского внедорожника «Шевроле Тахо». Если верить фотографии слева, то видим производителя в лице костанайского завода. А если посмотреть на снимок справа, то машина сделана… в Словакии.

В России такой автомобиль стоит от 12 до 17 млн рублей, включая государственные сборы, превышающие 5 млн. А в Казахстане цена американского богатыря — от 8,5 млн рублей, или 59 млн тенге.

Соблазн минимизировать таможенные платежи и утильсбор при такой разнице есть всегда. Но в большинстве случаев в финансовых играх с государством выигрывает государство, а бесплатные сыры, как и очень дешевые автомобили, бывают только в мышеловках и обещаниях прохиндеев, которых на авторынке РФ пруд пруди.